...
Коммерческий отдел
Работаем 09:00 - 18:00
Техническая поддержка

Нужно ли согласие на обработку персональных данных пассажиров в такси?

Алексей Ветров
Алексей Ветров
Эксперт по защите данных IC-TECH
Задать вопрос
В большинстве случаев отдельное согласие не требуется. Данные пассажиров (ФИО, телефон, адрес подачи, маршрут, платёжные реквизиты) обрабатываются для исполнения договора перевозки, и это допустимое основание в рамках ФЗ-152. Однако если эти сведения используются в дополнительных целях — например, для рекламы, профилирования клиентов или передачи партнёрам, — согласие становится обязательным.

Когда согласие не требуется:

  • при оформлении и исполнении заказа на перевозку;
  • для взаимодействия водителя и пассажира (например, звонки через приложение);
  • для расчёта стоимости поездки, формирования чека и налоговой отчётности;
  • при хранении информации в объёме и сроках, предусмотренных законом (например, бухгалтерия).

Когда согласие обязательно:

  • если данные пассажиров используются для рекламных рассылок, предложений партнёров, аналитики за пределами перевозки;
  • если данные передаются третьим лицам, не участвующим в перевозке;
  • если фиксируется и хранится геолокация пассажиров для целей, выходящих за рамки договора.

Обоснование по законодательству

  • Ст. 6 ФЗ-152, ч. 1, п. 2 — согласие не требуется, если обработка необходима для исполнения договора, стороной которого является субъект.
  • Ст. 5 ФЗ-152 — данные должны использоваться только для конкретных и законных целей.
  • Ст. 9 ФЗ-152 — согласие необходимо, если обработка осуществляется для иных целей (например, маркетинг).
  • Ст. 10.1 ФЗ-152 — распространение данных допускается только с отдельного согласия.

Практика и позиция Роскомнадзора

Роскомнадзор отмечает: данные пассажиров такси относятся к персональным, включая телефон и геолокацию. Их обработка допустима без согласия в рамках договора, но использование для маркетинга или передачи третьим лицам требует согласия.

Пример: агрегатор такси использовал номера телефонов пассажиров для SMS-рассылок без согласия. Проверка РКН признала это нарушением.
В другом случае сервис хранил данные пассажиров только для выполнения поездок и налогового учёта. Нарушений не выявлено.

Важный момент для организаций

Компании в сфере такси должны учитывать, что данные пассажиров включают не только контактные сведения, но и геолокацию, которая признаётся персональными данными. Их использование за пределами перевозки — зона повышенного риска.

Рекомендации и выводы

Нет, отдельное согласие не требуется, если данные пассажиров обрабатываются только для исполнения договора перевозки. Но:

  1. Получайте согласие на рекламные рассылки и аналитику.
  2. Прописывайте цели обработки в политике ПДн.
  3. Ограничивайте доступ водителей и подрядчиков к данным пассажиров.
  4. Включите порядок работы с пассажирскими данными в комплект документов по ФЗ-152.

Компания ICTech поможет вашему таксомоторному сервису или агрегатору выстроить безопасную систему работы с данными пассажиров: подготовить формы согласий, регламенты и пакет документов по ФЗ-152, чтобы исключить претензии Роскомнадзора.

 

Хотите защитить себя от проверок и штрафов?
Разработаем полный пакет документации по обработке персональных данных для вашей организации.
Содержание
Последние статьи
Нужна подробная консультация?
Оформите заявку, мы свяжемся с вами в ближайшее время и ответим на все интересующие вас вопросы.
Оставить заявку
Оставьте свои контакты.
Перезвоним Вам через несколько минут.
Оставить заявку
Оставьте свои контакты.
Перезвоним Вам через несколько минут.
Консультация по услугам и условиям
Телефон технической поддержки