Алексей Ветров
 Эксперт по защите данных IC-TECH
   Нет, в большинстве случаев самозанятому не нужно подавать уведомление в Роскомнадзор, если он работает исключительно с юридическими лицами и в рамках сотрудничества не получает персональные данные физических лиц.
Персональные данные — это информация о физическом лице. Данные о компаниях (название, ИНН, КПП, банковские реквизиты) не являются персональными данными.
Персональные данные — это информация о физическом лице. Данные о компаниях (название, ИНН, КПП, банковские реквизиты) не являются персональными данными.
Обоснование по законодательству
- ФЗ-152, ст. 3, п. 1: персональные данные — любая информация, относящаяся прямо или косвенно к определённому физическому лицу.
 - Данные о юрлицах (название организации, реквизиты, юридический адрес) не относятся к персональным данным.
 - Если самозанятый не собирает ФИО, телефоны или e-mail представителей компаний для собственных целей, уведомление не требуется.
 
Важный нюанс
На практике при работе с юрлицами самозанятый всё равно может получать данные их сотрудников или представителей:
- ФИО и должность контактного лица;
 - служебный e-mail или мобильный телефон;
 - подпись в договоре.
 
Эти сведения уже являются персональными данными.
В таком случае формально у самозанятого возникает обязанность уведомить Роскомнадзор.
Пример ситуации
- Самозанятый дизайнер работает только с ООО «Альфа», в договоре и переписке фигурирует только реквизиты юрлица, контакты проходят через общий e-mail info@company.ru уведомление не нужно.
 - Самозанятый бухгалтер заключает договор с ООО, но ведёт переписку с главным бухгалтером по имени, получает его мобильный телефон и подпись на документах → это уже обработка ПДн, уведомление требуется.
 
Если сомневаетесь, нужно ли самозанятому подавать уведомление при работе только с юрлицами — поможем. Услуга по подаче уведомления в Роскомнадзор
Рекомендации и выводы
- Если реально работаете только с данными компаний и не фиксируете персональные данные их сотрудников → уведомление не требуется.
 - Если в работе появляются ФИО, телефоны, e-mail сотрудников партнёров → это уже ПДн, нужно подавать уведомление.
 - Чтобы снизить риски, лучше изначально предусмотреть подачу уведомления и оформить минимальный пакет документов по 152-ФЗ (политика, согласие, назначение ответственного — в лице самого самозанятого).