...
Коммерческий отдел
Работаем 09:00 - 18:00
Техническая поддержка

Как отличить плановую проверку Роскомнадзора от внеплановой?

Алексей Ветров
Алексей Ветров
Эксперт по защите данных IC-TECH
Задать вопрос
Роскомнадзор проводит два основных вида проверок по закону № 152-ФЗ — плановые и внеплановые. Разница между ними заключается в основаниях, сроках уведомления, объёме запрашиваемых документов и порядке проведения. Понимание этих различий помогает компании правильно отреагировать и подготовиться к проверке.

Плановая проверка

Плановые проверки проводятся по утверждённому ежегодному графику, который публикуется на официальном сайте Роскомнадзора и в Едином реестре контрольных мероприятий (ЕРКНМ).

Каждый оператор персональных данных может заранее проверить, включена ли его организация в план на текущий год.

Особенности плановой проверки:

  • проводится не чаще одного раза в три года;
  • включается в план Роскомнадзора по решению ведомства;
  • уведомление направляется не менее чем за 3 рабочих дня до начала (для документарной проверки) и за 10 дней (для выездной);
  • охватывает всю систему работы с ПДн: документы, процессы, техническую защиту, взаимодействие с подрядчиками, сайт;
  • почти всегда включает анализ сайта оператора.

Внеплановая проверка

Внеплановая проверка назначается в любое время, если у Роскомнадзора появляются основания полагать, что оператор нарушает закон о персональных данных.

Основания:

  • поступила жалоба субъекта ПДн (например, клиента, сотрудника, ученика, пациента);
  • выявлены признаки утечки данных или публикации ПДн в сети;
  • оператор не исполнил предписание Роскомнадзора;
  • отсутствует уведомление о начале обработки ПДн;
  • выявлены нарушения на сайте (отсутствие политики, некорректное согласие, использование иностранных сервисов без локализации).

Особенности внеплановой проверки:

  • проводится без включения в общий план;
  • уведомление может не направляться, если проверка проводится по жалобе или для предотвращения угрозы утечки данных;
  • охватывает только конкретный аспект, ставший основанием проверки (например, хранение данных, согласия или сайт);
  • может быть как документарной, так и выездной;
  • результаты оформляются отдельным актом, с возможным последующим предписанием.

Как отличить по уведомлению

Если организация получила письмо от Роскомнадзора, определить тип проверки можно по формулировке документа:

  • в плановом уведомлении указано:

    «Проверка включена в план проведения проверок Роскомнадзора на 2025 год»;

  • во внеплановом уведомлении:

    «Проверка проводится на основании поступившей жалобы (обращения)…» или
    «В связи с необходимостью проверки исполнения предписания…»

Также в уведомлении указывается номер приказа и основание, которое можно сверить в ЕРКНМ.

Обоснование по законодательству

  • ФЗ-152 «О персональных данных», ст. 23;
  • ФЗ-248 от 31.07.2020 г. «О государственном контроле (надзоре)» (ст. 68–70);
  • Постановление Правительства РФ № 1511 от 30.09.2020 — порядок проведения проверок;
  • КоАП РФ, ст. 13.11 — ответственность за нарушения при обработке ПДн.

Практика Роскомнадзора

На практике внеплановых проверок становится больше, особенно по жалобам граждан и из-за утечек. Плановые же проверки чаще касаются крупных организаций, государственных учреждений и компаний, работающих с медицинскими или образовательными данными.

Вывод

Плановая проверка заранее известна и охватывает весь процесс обработки ПДн, тогда как внеплановая проводится внезапно и направлена на конкретное нарушение. Чтобы быть готовым к любой из них, оператор должен иметь полный пакет документов, назначенного ответственного и актуальные регламенты.

Компания ICTech поможет подготовить вашу организацию к проверкам Роскомнадзора — провести аудит документов, обновить политику ПДн и выстроить процедуры, соответствующие закону.

 

Хотите защитить себя от проверок и штрафов?
Разработаем полный пакет документации по обработке персональных данных для вашей организации.
Содержание
Последние статьи
Нужна подробная консультация?
Оформите заявку, мы свяжемся с вами в ближайшее время и ответим на все интересующие вас вопросы.
Оставить заявку
Оставьте свои контакты.
Перезвоним Вам через несколько минут.
Оставить заявку
Оставьте свои контакты.
Перезвоним Вам через несколько минут.
Консультация по услугам и условиям
Телефон технической поддержки